Налоговая ответственность, или Сколько «вешать» штрафов?

Со 2 сентября текущего года размеры штрафных санкций за совершение налогового правонарушения изрядно подросли, да и перечень проступков, за которые теперь «светит» налоговая ответственность, несколько расширен. Примечательно, что когда речь идет о поправках в Налоговый кодекс, которые принимаются в интересах налогоплательщиков, чиновники частенько делают все возможное, чтобы «притормозить» их вступление в силу. А если в результате изменений «закручиваются гайки», то тут они впереди планеты всей.

 

Изменениям главы 16 Налогового кодекса посвящены пункты 41–53 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ (далее – Закон № 229-ФЗ). При этом особых условий вступления в силу для данных норм статьей 10 Закона № 229-ФЗ не предусмотрено. Следовательно, они уже начали действовать по истечении месяца с момента официального опубликования закона, а если быть точнее – со 2 сентября текущего года (опубликован в «Российской газете» 2 августа 2010 г.). Следовательно, ошибки налогоплательщиков, решения по которым налоговики вынесли уже после этой даты, оцениваются куда дороже (п. 12 ст. 10 НК). Приведем «проиндексированные» суммы штрафов в таблице.

 

Таблица. Обновленные размеры штрафных санкций

Правонарушение

Размер штрафа

Старая редакция

Статья НК

Новая редакция

Статья НК

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет

Если просрочка составила 90 дн. и менее – 5000 руб.

п. 1 ст. 116 НК

Независимо от периода просрочки – 10 000 руб.

п. 1 ст. 116 НК

Если просрочка составила более 90 дн. – 10 000 руб.

п. 2 ст. 116 НК

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на налоговый учет

 

Если деятельность велась 90 дн. и менее – 10% от полученных от нее доходов, но не менее 20 000 руб.

п. 1 ст. 117 НК

Независимо от периода ведения деятельности – 10% полученных от нее доходов, но не менее 40 000 руб.

п. 2 ст. 116 НК

Если деятельность велась более 90 дн. – 20% от полученных от нее доходов, но не менее 40 000 руб.

п. 2 ст. 117 НК

Непредставление в срок декларации

Если просрочка составила 180 дн. и менее – 5 % суммы налога, подлежащего уплате на основе декларации, за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не более 30% этой суммы и не менее 100 руб.

п. 1 ст. 119 НК

Независимо от периода просрочки 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащего уплате на основе декларации, за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не более 30 % этой суммы и не менее 1000 руб.

ст. 119 НК

 

Если просрочка составила 180 дн. и менее – 30% от суммы налога, подлежащего уплате на основе декларации, и 10 % от нее за каждый полный и неполный месяц просрочки, начиная со 181 дня

п. 2 ст. 119 НК

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Если нарушения допущены в течение одного налогового периода – 5000 руб.

п. 1 ст. 120 НК

10 000 руб.

п. 1 ст. 120 НК

Если нарушения допущены в течение нескольких налоговых периодов – 15 000 руб.

п. 2 ст. 120 НК

30 000 руб.

п. 2 ст. 120 НК

Если допущенное нарушение повлекло занижение налоговой базы – 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

п. 3 ст. 120 НК

20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

п. 3 ст. 120 НК

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

10 000 руб.

ст. 125 НК

30 000 руб.

Ст. 125 НК

Непредставление в инспекцию документов и иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством

50 руб. за каждый непредставленный документ

п. 1 ст. 126 НК

200 руб. за каждый непредставленный документ

п. 1 ст. 126 НК

Непредставление инспекции сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе направить имеющиеся документы; иное уклонение от представления бумаг или направление документов с заведомо недостоверными данными

5000 руб.

п. 2 ст. 126 НК

10 000 руб.

п. 2 ст. 126 НК

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно сообщить в ИФНС (в том числе отказ представить данные в рамках «встречной» проверки – п. 6 ст. 93.1 НК)

Однократное непредставление сведений – 1000 руб.

п. 1 ст. 129.1 НК

5000 руб.

п. 1 ст. 129.1 НК

Повторное непредставление сведений в течение года – 5000 руб.

П. 2 ст. 129.1 НК

20 000 руб.

П. 2 ст. 129.1 НК

 

При этом как видно уже из таблицы, изменения коснулись не только самих размеров штрафных санкций. Были скорректированы и некоторые формулировки. К примеру, во многих случаях исчезла зависимость меры ответственности от периода просрочки и т. п. Однако, как говорится, это еще цветочки. Помимо этого Законом № 229-ФЗ введены и новые составы правонарушений, который теперь также отмечены штрафами. Причем если одни из них выведены в отдельную статью Налогового кодекса, то другие появились благодаря точечным поправкам уже имеющихся.

 

Между строк

Во-первых, теперь налогоплательщик несет ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения не только имуществом, на которое наложен арест, но и теми активами, в отношении которых налоговики приняли обеспечительные меры в виде залога. Такое дополнение внесено в статью 125 Налогового кодекса.

Во-вторых, пополнился перечень «проступков», которые считаются грубым нарушением правил учета. Теперь к ним относится также и несоблюдение порядка ведения налоговых регистров учета, к примеру, книг покупок и продаж или книги учета доходов и расходов на УСН и т. п. До сих пор даже за отсутствие подобных документов, оштрафовать налогоплательщика было весьма проблематично (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № Ф04-889/2009(583-А46-29), ФАС Волго-Вятского округа от 30 июня 2006 г. по делу № А79-15564/2005; ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2006 г. по делу № А56-22693/2005). Более того, то, что в подобной ситуации нет оснований для привлечения хозяйствующего субъекта по статье 120 Налогового кодекса, признавал и Минфин (письмо ведомства от 31 марта 2005 г. № 03-02-07/1-85). Однако больше рассчитывать на подобную «снисходительность» не приходится.

В-третьих, налоговым агентам придется теперь отвечать не только за неперечисление НДФЛ вовсе, но и за неуплату его в установленный срок. Соответствующим образом скорректированы положения статьи 123 Налогового кодекса.

Напомним, что представители ФНС и раньше считали, что налоговый агент, несвоевременно перечисливший НДФЛ в бюджет, должен нести ответственность по статье 123 Налогового кодекса. Однако арбитражная практика сложилась не в пользу налоговиков. Судьи, как правило, указывают, что если налог был перечислен в более поздние сроки, но до вынесения решения инспекцией о привлечении к ответственности, то штрафовать налогоплательщика по статье 123 Кодекса у инспекторов нет оснований (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 3 сентября 2010 г. № А32-941/2010, ФАС Уральского округа от 9 марта 2010 г. № Ф09-1294/10-С3, ФАС Северо-Западного округа от 18 января 2010 г. № А44-2439/2009, определение ВАС от 15 декабря 2008 г. № 16206/08). Тем более неправомерно применение подобных санкций, считают судьи, если налог был перечислен еще до начала налоговой проверки (постановления ФАС Московского округа от 27 февраля 2010 г. № КА-А40/1259-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 28 июля 2009 г. № А32-10745/2008-33/163, ФАС Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 г. № Ф04-643/2009(48-А45-46)).

Однако теперь любое перечисление НДФЛ в бюджет в более поздние сроки, чем это предусмотрено пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса, грозит налоговому агенту штрафом в сумме 20 процентов от не уплаченного своевременно налога (ст. 123 НК). Напомним, что в общем случае «подоходный» налог должен быть перечислен не позже дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или его перечисления с расчетного счета в пользу налогоплательщика. В иных ситуациях крайним сроком выступает день, следующий за тем, когда доход фактически получен сотрудником или за датой фактического удержания исчисленной суммы налога (если речь идет о доходе в натуральной форме или о материальной выгоде).

Ну и наконец, глава 16 Налогового кодекса пополнилась новой статьей – 119.1., на которой остановимся отдельно.

 

Штраф за «неформатную» отчетность

До сих пор у налогоплательщиков, в обязательном порядке отчитывающихся перед налоговиками в электронной форме и столкнувшихся со сбоем в работе телекоммуникационных систем, была возможность избежать штрафа за непредставление декларации в срок, своевременно сдав ее в бумажном варианте, а уже впоследствии представив и «виртуальный» вариант. В частности, Президиум ВАС в постановлении от 17 февраля 2009 г. № 11500/08 по делу № А12-15038/07-С36 пришел к выводу, что в подобной ситуации оснований для наказания хозяйствующего субъекта у налоговиков нет. Дело в том, что Налоговый кодекс просто не предусматривал привлечение к ответственности за нарушение порядка и формы сдачи декларации, в статье же 119 Кодекса речь идет лишь о ее несвоевременном представлении.

Однако теперь несоблюдение порядка сдачи налоговой декларации (расчета) в электронном виде признается отдельным составом налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 119.1 Налогового кодекса. Впрочем размер штрафных санкций при этом не так уж велик – 200 рублей.

Обратите внимание! Федеральная налоговая служба уже «подготовила» КБК для зачисления штрафов за «неформатную» отчетность – «182 1 16 03010 01 0000 140». Заодно чиновники сочли необходимым изменить КБК и для «прочих безвозмездных поступлений в бюджет». Его новая версия также представлена в приказе – «182 2 07 01000 01 0000 180» (приказ ФНС от 7 октября 2010 г. № ММВ-7-1/489).

Кроме того, ответственность по статье 119.1 Кодекса может грозить налогоплательщику и в еще одной ситуации.

Так, долгое время вопрос о том, можно ли представить декларацию в электронной форме не по телекоммуникационным каналам связи, а на магнитном носителе, к примеру, на дискете, диске или «флэшке», носил спорный характер. Минфин придерживался мнения, что отчетность в электронном виде можно представлять только «телекоммуникационным» путем (письмо ведомства от 10 марта 2009 г. № 03-02-07/1-119). Судьи же занимали иную позицию (постановления ФАС Центрального округа от 5 ноября 2008 г. № А54-221/2008-С18, ФАС Поволжского округа от 22 июля 2008 г. № А55-15020/07).

Однако Законом № 229-ФЗ в пункт 4 статьи 80 НК было внесено уточнение, согласно которому декларация в электронном виде может быть передана только по телекоммуникационным каналам связи. Соответственно за нарушение данного порядка налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по статье 119.1 Налогового кодекса.

 

На заметку

Как уже упоминалось, особых условий вступления в силу новой редакции главы 16 Налогового кодекса статьей 10 Закона № 229-ФЗ не предусмотрено. Тем не менее, определенные нюансы, касающиеся применения обновленных штрафных санкций, в ней прописаны.

Справедливости ради стоит отметить, что для ряда случаев действующая редакция Кодекса предусматривает более мягкое наказание, нежели ранее. Это связано, прежде всего, с исчезновением из некоторых статей НК градации штрафных санкций в зависимости от тех или иных обстоятельств. К примеру, просрочка с представлением налоговой декларации менее чем на 90 дней сейчас обойдется налогоплательщику в ту же сумму, что и ранее. А вот задержка на более долгий срок раньше стоила бы ему 30 процентов от суммы налога, подлежащего уплате на основе декларации, и 10 процентов от нее за каждый полный и неполный месяц просрочки, начиная со 181 дня. Однако теперь в подобной ситуации с него причитается лишь 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащего перечислению на основе декларации, за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не более 30 процентов этой суммы и не менее 1000 рублей.

Между тем согласно пункту 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ в случаях, когда обновленные меры ответственности носят более мягкий характер, чем было установлено до дня вступления в силу данного закона, то за соответствующее правонарушение, совершенное до этой даты, применяется именно она. Взыскание же ранее наложенных налоговых санкций за данный проступок со 2 сентября текущего года может быть произведено лишь в части, не превышающей максимальный размер штрафа, предусмотренного на этот случай новой редакцией Налогового кодекса.

Таким образом, даже если решение о привлечении к ответственности за несвоевременное представление декларации вынесено налоговиками ранее 2 сентября текущего года, штраф за него может быть взыскан лишь в размере, не превышающем 30 процентов от неуплаченной суммы налога. К такому выводу пришел Минфин в письме от 21 октября 2010 г. № 03-02-07/1479.

Обратите внимание! Согласно новой формулировке статьи 119 Налогового кодекса штраф за несвоевременное представление декларации теперь рассчитывается только от не перечисленной суммы налога, а не подлежащей уплате в целом. В том же случае, когда налог полностью и своевременно перечислен, взысканию подлежит минимальная сумма санкций – 1000 рублей (письмо Минфина от 21 октября 2010 г. № 03-02-07/1479). Вполне понятно, что с этой же суммой придется расстаться и при «опоздании» с «нулевой» отчетностью.

 

Ольга Привольнова, эксперт ООО «Центр экономической информации»